В последнее воскресенье октября в России традиционно празднуется День автомобилиста - профессиональный праздник работников автомобильного транспорта. Праздник отмечается с 1980 года и по праву считается всенародным. Без автомобиля невозможно сегодня представить нашу жизнь, благодаря ему у человечества появилась масса возможностей, начиная от перевозки грузов до путешествия по стране и по миру.
Интересна история появления автомобильного транспорта на Черноморском побережье Кавказа и у нас в Геленджике.
Первые упоминания о появлении автомобиля в Геленджике встречаются с 1903 года. Ярким событием стал автопробег, организованный Министерством путей сообщения, как сообщали газеты «с целью выяснения проходимости автомобиля по Черноморскому береговому шоссе». Автопробег проходил в том числе и по геленджикской ул. Шоссейной. Посмотреть на это удивительное по тем временам зрелище, собрались все от мала до велика.
Вот как описано это событие в одной из газет 1903 года: «24 августа
------------------------------------------------------------------
в Геленджик прибыл господин министр путей сообщения князь М.И. Хилков в сопровождении чиновников. С утра уже заметно было оживление, так как каждого интересовал оригинальный автомобильный поезд. Ровно в 12 часов показался целый ряд автомобилей… После некоторого отдыха и накачивания бензина в резервуары автомобилей, поезд с министром тронулся в путь…». Пробег прошел успешно и доказал возможность применения нового вида транспорта на продолжительных маршрутах в тяжёлых дорожных условиях. В августе 1904 года через Геленджик из Новороссийска в Сочи следовал председатель комитета министров С.Ю. Витте с семейством. Газеты сообщали, что это был автомобиль «крупных размеров с очень быстрым ходом, по внешним очертаниям напоминающий немецкий «Опель»». Несмотря на опасения, что автомобиль (до 9 аршин длины (71,12 см)) будет не в состоянии пройти по закруглениям берегового шоссе, все прошло благополучно.
Привычной частью повседневной жизни геленджичан автомобиль стал лишь к 1908 -
---------------------------------------------------------------------------------------------------
1909 году.
Именно в это время, благодаря усилиям
«Черноморского товарищества автомобильного
------------------------------------------------------
движения»,
----------------
автомобили начинали курсировать между Геленджиком и Новороссийском. Известно, что такие поездки совершал и писатель В.Г.Короленко. В один из сентябрьских дней 1912 года в своей записной книжке он отмечал: «Утром ездил в Новороссийск на автомобиле за багажом». По сравнению с конным экипажем автомобиль обладал рядом преимуществ: большей скоростью, пассажироемкостью, отличался значительной мощностью – в относительно малом объеме двигателя заключалось несколько десятков лошадиных сил.
Иметь собственный автомобиль в начале ХХ века было очень дорогое удовольствие. В одной из газет встречается реклама автомобиля «Форд» с указанием его цены - 2 тысячи 375 рублей. Здесь же дана и краткая характеристика:
«автомобиль отличается простотой конструкции, высоким качеством материала, пригодностью для всяких дорог, по расходу бензина и шин экономнее всех испытанных автомобилей мира в России». Первые ценители этого вида транспорта, как правило, объединялись в автомобильные товарищества, сообща покупали и использовали автомобили как для собственных нужд, так и с коммерческой целью. Членам товарищества это приносило прибыль, отдыхающим - возможность комфортно и быстро добраться до места назначения. Известно, что к 1913 году «Товарищество автомобильного сообщения» было организовано в самом Геленджике, в Солнцедаре и имении «Борисово» (район Голубой бухты). В книге Ф.П. Доброхотова (1916 г) среди фирм Геленджика начала ХХ века упоминается автомобильный гараж Шпрехта. Здесь же сообщается, что стоимость проезда из Новороссийска до Геленджика составляла «на автомобиле – 2 рубля с человека, на лошадях - от 6 до 10 рублей за экипаж».
Интересные сведения узнаем из брошюры
«Борисовское товарищество автомобильного
---------------------------------------------------
сообщения», выпущенной в Харькове в 1913 году.
--------------------------------------------------------------
Один из организаторов этого товарищества
Иван Харитонович Бойко - крупный землевладелец, имеющий несколько земельных
=================---------------------------------------------------------------------
участков на побережье, в том числе в имении «Борисово», делает попытку доказать
----------------------------=======================
необходимость его создания. «Товарищество учреждено в виду давно ощущаемой крайней потребности в регулярном, быстром, удобном и не дорогом автомобильном сообщении между Новороссийском и новонародившимися курортами «Борисово» и «Солнцедар». Он приглашает вступить в него новых членов, подчеркивая, что такое предприятие « не может давать убытков, и вместе с тем даст громадный толчок к развитию этой красивой части побережья (район Голубой бухты), которой готовится блестящее будущее».
В фондах Геленджикского историко-краеведческого музея есть фотооткрытка с видом на дачу Болтенко с автомобилем, припаркованным у парадного входа. Судя по надписи на обороте, на ступеньках дачи собрались члены семьи Збиза, приехавшие в Геленджик на летний отдых. Можно предположить, эта семья добиралась до Новороссийска по железной дороге, а от Новороссийска до Геленджика – на этом красавце автомобиле.
Геленджик. Тонкий мыс. Дача Болтенко.
Любители путешествий имели возможность взять автомобиль в аренду. Так, владелец Д.В.Кулешов, узнаем из рекламного объявления в путеводителе Г.Москвича (1912), предлагал в аренду «комфортабельный автомобиль Бенцъ на 5 мест – специально сделанный для горных дорог, с платой по 50 копеек за версту ( 1,06 км) по тракту: Сочи-Туапсе-Новороссийск».
Местные власти видели в автомобилях новый источник городских доходов. 20 января 1903 года было Высочайше утверждено постановление Государственного Совета, по которому городские власти имели право устанавливать в пользу города сбор с велосипедов и автомобилей. Также были прописаны требования к владельцам, по которым « езда допускалась только при получении владельцем и шофером машины разрешений от городской управы; автомобильные экипажи должны были устроены таким образом, чтобы всякая возможность взрыва на них была устранена; скорость движения не могла превышать 12 верст в час в городе, и 20 верст в окрестностях; при встрече с лошадьми, обнаруживающими испуг, водитель был обязан остановить машину».
Местные жители отнеслись к появлению новых транспортных средств довольно прохладно. Мнение обывателей об автомобилях с долей юмора передал корреспондент одной из кубанских газет начала ХХ века: «…Эти чудовища на резиновых шинах с рычанием носятся по городу самым полным ходом… Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание». А курортная публика быстро и по достоинству оценила новый вид транспорта. Любопытно описание курортного сезона в Геленджике 1914 года: «Давно уже перевалило за 2-ю половину курортного сезона, а гости сюда продолжают и продолжают прибывать… В праздничные дни в Геленджике замечается необыкновенное оживление: на улицах и тротуарах необычайная суета, автомобили с гудками самых затейливых тембров и вариаций, беспрестанно снуют туда - сюда тоже переполненные шатающейся публикой…».
Таким образом, к 1910-1914 годам, за очень короткий срок автомобиль из редкой диковинки превратился в удобное средство передвижения на всем Черноморском побережье, в том числе и в Геленджике.
Ольга Фадеева научный сотрудник историко-краеведческого музея
================================