Первый приезд в Геленджик датируется июлем 1913 г. Из Новочеркасска на мотоцикле, который назвал «дьяволом», Серафимович отправился путешествовать по Черноморскому побережью. В своем путевом дневнике он записал, что 24 июля, в пять часов, приехал в Геленджик. На ночь остановился в гостинице (возможно это была гостиница «Центральная», где в настоящее время располагается администрация города). В очерке «Скитания описан этот приезд: «В Новороссийске «дьявола» торжественно вывели из багажного вагона, и, окруженный сворой скакавших за мной мальчишек, я пустил его по залитым зноем, переполненным грохотом  дрогалей улицам… Обгоняя идущих турок в красных фесках, имеретин с повязанными на головах черными башлыками, гремящие дилижаны с потными бегущими лошадьми… …Вот и Геленджик с чудесным морем, облезлыми, как в Новороссийске, лысыми каменистыми горами, кой-где пыльно зеленеет держи дерево, да корявый дубок. По колена в пыли бродят повязанные красным дачницы и дачники, с полотенцами в руках идут на купанье или с купанья, - больше тут делать нечего».

На следующий день, утром, писатель выехал из Геленджика в сторону Сочи, Абхазии (Гудаута). Затем на обратном пути, 16 августа, остановился в Геленджике, на два дня, в меблированных комнатах Дороховой. Располагались они по ул.Санаториальной,16 (современная ул.Серафимовича).

    Природа Черноморского побережья произвела на писателя неизгладимое впечатление: «…Горы, леса, солнце, люди, встречи, и я, как дух, как дьявол, несусь среди этого. Теперь я отравлен. Как повеет теплом меня уже потянет, и я с тоской буду поглядывать на моего «дьявола». Впечатления от этого путешествия отразились в очерке «Скитания».

    Сотрудники музея в 50-х годах прошлого века выяснили, опрашивая старожил города, что дом, в котором останавливался Серафимович, принадлежал Хрисостомову Митрофану Дмитриевичу, а Дорохова арендовала комнаты и сдавала приезжим (и сто лет назад жители нашего города отличались предприимчивостью).

    На следующий год А.Серафимович вновь собирался путешествовать и посетить наш город. В письме к своему другу  Кипену А.А. (писатель, произведения печатались в сборниках «Знание», издаваемых М.Горьким) он сообщает: «Я думаю ехать в Геленджик, 1 июня, там проведу лето, потаскаюсь по Кавказу, буду работать как дьявол, как сатана, иначе я пропал». В письме от 27.05.1914 г. он вновь пишет: «…Я 1-2-3 июня уеду в Геленджик. Первый месяц буду работать, как сукин сын, п потом путешествовать на «дьяволе». Но поездка не состоялась, т.к. началась 1-ая мировая война. Серафимович уходит добровольцем на фронт, в качестве военного корреспондента. Его военные репортажи, очерки полны ожидания грядущей революции.

     Но уже в 1916 г., 27 мая, несмотря на тяжелые условия военного времени, писателю удалось, со старшим сыном Анатолием, вновь посетить Геленджик Анатолий в письме к Кипену А.А. писал: «… голубятня, в которой нельзя было выпрямиться – потолок гробовидный. Всю голубятню занимали две кровати, стол и два стула. Мы с трудом пролезали между кроватями. С пылью, вихрем свистал такой сквозняк, что все со стола улетало в дверь». Серафимович тоже писал этому адресату: «9-16.06.1916 г. …Геленджик, шоссе, дача Задын …Я сижу тут в самом отчаянном положении – без денег. Дал рассказ «Современному миру (журнал), рассказ они с благодарностью взяли, а насчет денег кукиш, - сдыхаю и Толка сдыхает». Рассказ, о котором пишет Серафимович назывался «Фетисов курень», напечатанный в №7,8 журнала «Новый мир».

    «…Начал писать рассказ листа на два, на три. Не знаю, что выйдет. Работы много, а работаю туго, - в начале сам болел, потом Тола, теперь безденежье режет. (Тола – Анатолий Александрович Попов (1899-1919 гг.) старший сын писателя, участник Октябрьской революции в Москве, погиб на фронте Гражданской войны под Котласом. Рассказ назывался «Родная земля»).

    В другом письме от 22.06.1916г. пишет: «Я так стосковался за два года по милому югу и теперь сижу со старшим сыном в Геленджике. Геленджик-то не особенно мил, но синее небо, синяя бухта у горы и зной – разве мало?».

    Несмотря на пессимизм и жалобы, вторая половина отдыха прошла замечательно. Писатель с 15-летним сыном пошли в поход по окрестностям Геленджика. Поднялись на Маркотхский хребет, далее по водоразделенному хребту на юго-восток с выходом в Широкую щель, а затем по ней к морю. Прошли около 200 км. Посетили Бету, Криницу, Береговое. Ночевали где придется: в стогах сена, на хуторах. Встречались с интересными людьми разных сословий. В письме к Леониду Андрееву пишет: «от 5.08.1916г. Мы с  Толкой таскались в горах». Пешком исходили верст 170».

    «…Поднялись от моря по главному хребту… Ночевали первую ночь в стогах, а потом спускались в ущелья, в хутора и поселки». Под впечатлением путешествия Серафимович написал очерк «С сыном в горах». «..Сворачиваем с шоссе, и вокруг встает необъятный, молчаливый божий мир, горная лесная пустыня… Стоят благостное молчание и торжественность, мир и покой…» Вслед за С.И.Васюковым, автором книги «Край гордой красоты», он описал удивительный по красоте мир природы нашего района. Писатель хотел воплотить ее в романе, но не мог найти тему: «Могучий пейзаж Кавказского хребта огненно врезался в мой писательский мозг и велительно требовал воплощения». Идея романа пришла после встречи с участниками Таманского похода: «…Меня словно осенило: «Да ты пусти на эти горные кряжи поднявшееся революционное крестьянство. Они же тут шли, тут клали головы…Лепи этот «Железный поток» - недаром тебя там носило».

   Попытка установить дачу Задын не имела успеха. Были опрошены старожилы города, сделаны запросы в архивы, но ни одного гражданина по фамилии Задын в Геленджике не было обнаружено. Возможно это была не фамилия владельца дачи, а название: «на задах», т.е. на окраине, т.к. предположительно, строение находилось на северной окраине Геленджика. Но с другой стороны: в 1915 году Геленджику был присвоен статус города, то данный район находился уже в черте города, хотя и далеко от центра. Там находились дачные участки, строились небольшие домики. Вполне возможно, Задын арендовал такой домик (так в Геленджике делали многие), а летом сдавал отдыхающим.

    Следующее путешествие А.Серафимовича по Черноморскому побережью Кавказа относится к 1921 г. Писем из Геленджика не писал, видимо, был проездом: «Впрочем, я еще раз поехал к описываемы местам во время самой работы, чтобы восстановить в памяти обстановку края, пейзаж, людей», - писал он в статье «Из истории «Железного потока».

    Есть предположение, что Серафимович мог проездом остановится на Толстом мысу. В это время там находились его знакомые, Семен и Раиса Хлебниковы. Супруги привлекались по делу 1 марта 1887 г. – покушение на царя. Были кубанскими знакомыми Александра Ульянова. По этому делу привлекался и Серафимович, тогда студент Александр Попов.

    Писатель так же посетил Михайловский Перевал, житель Михайловского Перевала, Ярцев А.А., вспоминал: «Года через 2 или 3 после прохода частей Таманской армии через Михайловский Перевал, т.е. примерно в 1921 г., летом, я зашел к моему соседу Заславскому С.А., он в то время жил в доме Варвары Николаевны Николаевской, на Нижней поляне. В тот мой приход я застал у Заславского незнакомого мне человека. У меня с ним завязался разговор об охоте и на другие бытовые вопросы. Когда я потом спросил Заславского, то он мне сказал, что я разговаривал с писателем Серафимовичем, который пишет роман, и собирает материал».

    Последний раз писатель посетил Геленджик во 2-ой половине августа 1928 г, на пароходе из Батуми. Поселился на Тонком мысу – Солнцедар, дача Гребенюка. О его жизни в Геленджике мы узнаем из писем. Первое письмо было адресовано невестке, Монюшко Александре Владимировне – 1-ой жене младшего сына писателя И.А.Попова: «Уехал в Батум оттуда пароходом в Геленджик. Здесь тепло, солнце, и я отогреваюсь после Теберды. Пробуду здесь числа  до 20 сентября». Далее из письма к Низовому П.Г.  (писатель, автор Романо «Океан», «Сталь», «Недра», настоящая фамилия Тупиков П.Г.): 7.09.1928г. …Павел Георгиевич, здравствуйте. А знаете откуда я Вам пишу: из вашей собственной комнаты: Солнцедар, Черноморского округа, дача Гребенюк… Воздух чудесный, простор, уединенность, нет толкотни, но купанье убийственное – все ноги переломаешь, пока дойдешь до глубины. Я от этого простуживаюсь. Я – малярик. Если сразу бросаюсь в глубину, поплаваешь, вытерся и отлично себя чувствуешь. А тут пока доберешься до глубины и ветер продует и от воды холодно (сейчас сильнейший норд-ост и вода холодная). Живу тут с Феклой Родионовной (2-ая жена писателя). …Хозяин Гребенюк, очень тепло о Вас вспоминает, все спрашивает, почему вы не приехали, обещались…Я пробуду здесь до конца сентября. …Встретил тут Якубовского (литературовед, критик). Он жил с апреля, уехал. Встретил Бибика (писатель), живет в Хосте под Сочи, построил на отведенном ему участке и организует колонию. В Геленджике Пастернак». Дом, в котором находилась «дача Гребенюка» находился на Тонком мысу, на территории пионерлагеря «Североморец» (здание бывшей администрации пионерлагеря). По воспоминаниям дочери Гребенюка Матрены Алексеевны Фетисовой ее родители сдавали летом комнаты отдыхающим. …Помню, что в 1928 г. у нас снимал комнату писатель. Имя, отчество и фамилию которого я забыла. Что этот гражданин был писателем, мне стало известно со слов его жены. Да и сама я видела, как он садился за стол и что-то писал. Жена писателя просила меня отдать ей для усыновления моего сына, 1927 года рождения».

   Больше Серафимович  Геленджик не посещал, умер он 19.01.1949г., но после смерти его связь с нашим городом не прервалась. В 1967 г. в Геленджике снимали эпизоды кинофильма «Железный поток», режиссер Е.Дзиган. Съемки фильма стали ярким событием в культурной жизни города. Многие местные жители участвовали в массовых сценах. Съемки велись в Геленджике в с.Возрождение, на Михайловском Перевале, в Джанхоте.

   Во время съемок фильме «Железный поток» в городе создавалось ощущение другого времени: периода гражданской войны 1918 г., когда части Таманской армии вошли в Геленджик, а затем покинули его.

   В память пребывания автора романа «Железный поток» в нашем городе и в связи со 100-летием со дня рождения одна из центральных улиц Геленджика Санаториальная была переименована в улицу Серафимовича. Каждая эпоха выдвигает своих писателей. Александр Серафимович – пролетарский писатель, который верил в идеалы социализма и коммунизма. В своих произведениях неустанно популяризировал эти, по его мнению, великие идеи.
Старший научный сотрудник отдела фондов                                                                              Т.А.Небиеридзе