Последние из могикан

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Последние из могикан » Мифтистрочки » Геленджик. День Автомобилиста Бойко И.Х.


Геленджик. День Автомобилиста Бойко И.Х.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В последнее воскресенье октября в России традиционно празднуется День автомобилиста - профессиональный праздник работников автомобильного транспорта. Праздник отмечается с 1980 года и по праву считается всенародным. Без автомобиля невозможно сегодня  представить  нашу жизнь, благодаря ему  у человечества  появилась масса возможностей, начиная от перевозки грузов до путешествия по стране и по миру.

Интересна история появления автомобильного транспорта  на Черноморском побережье Кавказа и у нас в Геленджике.

Первые упоминания о появлении  автомобиля в Геленджике встречаются  с 1903 года.  Ярким событием стал автопробег, организованный Министерством путей сообщения, как сообщали газеты   «с целью выяснения проходимости автомобиля   по Черноморскому береговому шоссе». Автопробег проходил в том числе  и по  геленджикской ул. Шоссейной. Посмотреть на это удивительное по тем временам зрелище, собрались все  от мала до велика. 
Вот как описано это событие в одной из газет 1903 года: «24 августа
------------------------------------------------------------------
в Геленджик прибыл господин министр путей сообщения князь М.И. Хилков в сопровождении чиновников. С утра уже заметно было  оживление, так как  каждого интересовал оригинальный  автомобильный поезд. Ровно в 12 часов показался целый ряд автомобилей… После некоторого отдыха  и накачивания бензина в резервуары автомобилей, поезд с министром тронулся в путь…».  Пробег прошел успешно  и доказал возможность применения  нового вида транспорта на продолжительных маршрутах в тяжёлых дорожных условиях. В августе 1904 года через Геленджик   из Новороссийска в Сочи следовал  председатель комитета министров  С.Ю. Витте с семейством. Газеты сообщали, что  это был  автомобиль «крупных размеров с очень быстрым ходом, по внешним  очертаниям  напоминающий  немецкий «Опель»».  Несмотря на опасения,  что  автомобиль (до 9 аршин длины (71,12 см))  будет не  в состоянии пройти по закруглениям берегового шоссе,  все прошло благополучно.

Привычной частью  повседневной жизни геленджичан автомобиль стал лишь к  1908 -
---------------------------------------------------------------------------------------------------
1909 году.

Именно в это время, благодаря усилиям

«Черноморского товарищества автомобильного
------------------------------------------------------
движения»,
----------------
автомобили начинали курсировать между Геленджиком и Новороссийском. Известно, что такие поездки совершал и писатель В.Г.Короленко. В один из сентябрьских дней  1912 года в своей  записной книжке он отмечал: «Утром ездил  в Новороссийск на автомобиле за багажом».   По сравнению с конным экипажем автомобиль  обладал рядом преимуществ: большей скоростью, пассажироемкостью, отличался значительной мощностью – в относительно малом  объеме двигателя заключалось несколько десятков лошадиных сил.
Иметь собственный автомобиль в начале ХХ века  было очень дорогое удовольствие. В одной из газет встречается реклама автомобиля «Форд» с указанием его цены - 2 тысячи 375 рублей.  Здесь же дана и  краткая характеристика:

«автомобиль отличается  простотой конструкции, высоким качеством материала, пригодностью для всяких дорог, по расходу  бензина  и шин экономнее всех испытанных автомобилей мира в России».   Первые  ценители этого вида транспорта,  как правило, объединялись в автомобильные товарищества, сообща покупали и использовали автомобили как для собственных нужд, так и с коммерческой целью.  Членам товарищества  это приносило  прибыль, отдыхающим - возможность комфортно  и быстро добраться до места назначения. Известно, что к 1913 году  «Товарищество автомобильного сообщения» было организовано в самом Геленджике, в Солнцедаре и имении «Борисово» (район Голубой бухты). В книге Ф.П. Доброхотова  (1916 г) среди фирм Геленджика  начала ХХ века упоминается автомобильный гараж  Шпрехта. Здесь же сообщается, что  стоимость проезда из Новороссийска до Геленджика составляла  «на автомобиле – 2 рубля с человека,  на лошадях -  от 6 до 10 рублей за экипаж».

Интересные сведения узнаем из брошюры

«Борисовское товарищество автомобильного
---------------------------------------------------
сообщения», выпущенной в Харькове в 1913 году.
--------------------------------------------------------------

Один из организаторов этого товарищества

Иван Харитонович Бойко - крупный землевладелец, имеющий несколько земельных
=================---------------------------------------------------------------------
участков на побережье, в том числе в имении «Борисово», делает попытку доказать
----------------------------=======================
необходимость его создания. «Товарищество учреждено в виду давно ощущаемой крайней потребности в регулярном, быстром, удобном и не дорогом автомобильном сообщении между Новороссийском и новонародившимися курортами «Борисово» и «Солнцедар».  Он приглашает вступить в него  новых членов, подчеркивая, что такое предприятие « не может давать убытков, и вместе с тем даст громадный толчок  к развитию этой красивой части побережья (район Голубой бухты),  которой готовится  блестящее будущее».     

В фондах Геленджикского историко-краеведческого музея  есть фотооткрытка с видом на дачу Болтенко с автомобилем, припаркованным у  парадного входа. Судя по надписи на обороте, на ступеньках дачи собрались члены семьи Збиза, приехавшие в Геленджик на летний отдых. Можно предположить, эта семья добиралась до Новороссийска по железной дороге, а  от Новороссийска до Геленджика – на этом красавце  автомобиле.

Геленджик. Тонкий мыс. Дача Болтенко.

Любители путешествий имели возможность взять автомобиль в аренду. Так, владелец  Д.В.Кулешов, узнаем из рекламного объявления в путеводителе Г.Москвича (1912), предлагал в аренду  «комфортабельный автомобиль Бенцъ на 5 мест – специально сделанный  для горных дорог, с платой  по 50 копеек за  версту    ( 1,06 км) по тракту: Сочи-Туапсе-Новороссийск».
Местные власти видели в автомобилях новый источник городских доходов. 20 января 1903 года было Высочайше утверждено  постановление Государственного Совета, по которому городские власти  имели право устанавливать в пользу города сбор с велосипедов и автомобилей. Также были прописаны  требования к владельцам, по которым « езда допускалась  только при получении владельцем  и шофером  машины разрешений от городской управы; автомобильные экипажи должны были устроены таким образом, чтобы всякая возможность  взрыва на них была устранена;  скорость движения  не могла превышать 12 верст в час в городе, и 20 верст в окрестностях;  при встрече с лошадьми, обнаруживающими испуг, водитель был обязан остановить машину».
Местные жители отнеслись к появлению новых транспортных средств довольно прохладно. Мнение обывателей об автомобилях с долей юмора  передал корреспондент одной из кубанских газет начала ХХ века: «…Эти чудовища на  резиновых шинах с рычанием носятся по городу самым полным ходом… Всякий благоразумный   гражданин, прежде чем  выйти на улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание». А курортная публика быстро и  по достоинству оценила новый вид транспорта. Любопытно описание  курортного сезона в Геленджике 1914 года: «Давно уже  перевалило за 2-ю половину  курортного сезона, а гости сюда продолжают  и продолжают прибывать…  В праздничные дни в Геленджике замечается необыкновенное оживление: на улицах и  тротуарах необычайная суета, автомобили с  гудками самых затейливых    тембров  и вариаций, беспрестанно  снуют туда  - сюда тоже  переполненные шатающейся публикой…».

Таким образом, к 1910-1914 годам, за очень короткий срок автомобиль из редкой диковинки  превратился  в  удобное средство передвижения на всем  Черноморском побережье, в том числе и в Геленджике.

Ольга Фадеева научный сотрудник историко-краеведческого музея
================================

0

2

Бойко Иван Харитонович
======================

Бойко Иван Харитонович
Поступил в Харьковский технологический институт в 1905 г. Предположительно, не окончил институт.
источник - Сайт библиотеки НТУ "ХТУ"

=======================================

РГАЛИ г. Москва Бойко Иван Харитонович

единица хранения (Автор) (1)

постоянная ссылка http://www.rgali.ru/object/200179865

ф. 998 оп. 1 ед. хр. 1201. Письмо Бойко Ивана Харитоновича, Епифанского А. и Воронецкого А. В. Э. Мейерхольду.

0


Вы здесь » Последние из могикан » Мифтистрочки » Геленджик. День Автомобилиста Бойко И.Х.